Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок русского языка в 4 классе

Мягкий знак в глаголах после шипящих

Светлова Марина Александровна,
учитель ГБОУ школа № 372
Московского района Санкт-Петербурга

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих (Слайд № 1)
Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух) 
Цели урока
Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения,  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи.

  • (шаги достижения цели):
-организовать пространство поиска, диалога,творчества;
-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
 
Планируемые результаты образования:
  1. Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности  / оценки компонентов УУД):
  3. (общеучебные):  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;  применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества):  – реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности,  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;  строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы,  формулировать выводы;  владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета. 
3. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.
  • :  учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2015;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.
-компьютер, проектор, экран;
-карточки с заданиями, маркеры;
- презентация.
 
Формы работы на уроке:
  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата
  •  
  • Виды работы на уроке
  •  работа с орфографическим словарем;
  • работа с учебником;
  • работа в тетради;
  • работа с интерактивной доской;
  • работа у доски.  
Педагогические технологии:
технология деятельностного подхода;
технология сотрудничества;
игровая технология;
информационная технология;
технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие технологии. 
Методические приёмы на уроке:
наблюдение за языковым материалом,
коллективное формулирование правила,
классификация слов с мягким знаком после шипящих,
подводящий диалог.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
Этап 1.Самоопределение к деятельности. (Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.)  
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сегодня  мы будем с вами говорить не только о секретах русского языка, но еще затронем тему природы. Эта тема как никогда актуальна, ведь 2017 год объявлен годом экологии. Чтобы наш урок был плодотворным, нам понадобятся внимание, поддержка и  взаимопомощь. Готовы? Помните : всё в наших руках! (Слайд № 2- 2 клика)
Работа со словарным словом.
- Перед вами пейзаж. (На ватмане рисунок), на доске схема:                                  Е?И
- Какой вопрос у нас может возникнуть при написании  слова ПЕЙЗАЖ ?
- Где можно  проверить написание слова с непроверяемой гласной?
- Итак, мы узнали, как пишется слово ПЕЙЗАЖ.(Слайд № 3- клик 1) А какие запоминалки –ассоциации можно придумать, чтобы в нужный момент вспомнить и написать слово правильно?
-А вот что придумала  я  (Слайд № 3-клик-2)
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

 
Семнадцатое ноября.
Пятница.
Классная работа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- С какой гласной пишется слово, е или и, эту гласную нельзя проверить.
- В орфографическом словаре.
 
 
 
 
 
Словарь: пейзаж, пейзажный, пейзажист.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Работа с орфографическим словарем.
 
 
 
 
 
Работа в тетради.
Этап 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации. - Вернемся к нашему пейзажу. Вот какой текст составлен по этой картине:
(Слайд № 4- 2 клика) «Пейзаж.
Выйди  к лесу, в поле. И ты увидиш?    пейзаж?, написанный художницей Природой!  У леса стоит раскидистый дуб. Он силен и могуч?.  На поле колосится спелая рож?.  А на небе множество причудливых туч?  Сквозь них пробивается луч? солнца.»
- Что объединяет выделенные слова? Сформулируйте задание к этому тексту.
 
-Где вы вставили мягкий знак, объясните.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Написание какого слова вызвало у вас затруднение.
- Мы пока оставим в этом слове «?» (Слайд № 5)
Постановка проблемы.  Определение темы урока.
– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
Как вы думаете, почему?
Внимание на экран: (Слайд № 6- 3 клика)
Подумай! Читаеш? Умееш? Спряч? Стереч?
- Какой частью речи являются данные слова?
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак?
 
-Кто догадался,  какова же тема нашего урока?
(Слайд № 7 – 3 клика)+ (пустой слайд №8)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ?
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
- Все выделенные слова с шипящим на конце.
- Вставить, где необходимо, мягкий знак.
– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, рожь.
Не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: луч, пейзаж;
и 1-го склонения множественного числа: туч;
 у имен прилагательных в краткой форме:  могуч.  
 
- Написание слова увидишь мы не можем объяснить.
 
 
 
 
 -Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке.
 
 
- Это глаголы.
- Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак.
- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
- Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
Данный этап предполагает подго-
товку мышления детей к
проектировочной деятельности:
  1. актуализацию знаний, умений,
навыков, достаточных для построения нового способа действий;
  1. тренировку соответствующих
мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подводящий диалог.
Этап 3.Постановка учебной задачи.
- А кто сможет определить задачи нашего урока? - А задачи каждый формулирует для себя сам.  Я Вам даю минуту на раздумье. Кто готов озвучить свои задачи?
 
У – О чем должны узнать на уроке?
 
Р – Что будем развивать?
 
О – Что будем объяснять?
 
К – Что будем контролировать?
 
 
- Итак, какая тема нашего урока? (Слайд № 7)
 
 
 
 
 
– Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
 
-Развивать орфографическую зоркость.
 
-Объяснять написание глаголов с шипящими на конце.
 
- Контролировать свои ответы и ответы товарищей.
- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения. («Открытие» детьми нового знания.)
Поиск решения проблемы.
-Как построим нашу работу, чтобы узнать, пишется в глаголах после шипящих мягкий знак или нет?
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста: (Слайд № 8)
«Природа не распахнет перед тобой свои владения, пока ты не откроешь глаза, чтобы увидеть красоты её лесов, степей, гор; пока не почувствуешь ароматы её лугов и полей; пока не ощутишь, как прекрасен окружающий тебя мир… Но природа нуждается в твоей защите! Как помочь ей? Назначь себя её хранителем, и она будет раскрывать перед тобой свои тайны.»
 
 - Какие слова нам необходимо найти, выделить в этом тексте?
- Давайте выпишем их в три столбика. В первый –  глаголы в форме 2-го лица единственного числа, во второй  -  глаголы в начальной форме ,  в третий – глаголы , выражающие совет, просьбу, приказ.
 –Какой вывод можно сделать из наших наблюдений?  Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят?
- Давайте проверим правильность наших  выводов в учебнике. (стр. 108)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов? (Д/з У.с.108, Упр.1- аналогично упражнению на доске)
 
- Составьте алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.
Работа в группах  
Вспомните правила работы в группах.
 
 
 
 
 
 
 
- Прочитайте алгоритм-памятку.(озвучить)
 
 
 
 
 
 
-Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Глаголы с шипящими на конце слова.
2 л.ед.ч.Н.ф.пов.накл.
  •  
  •  
  •  
 
-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говоритьвсем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
 
Алгоритм.
1. Прочитай слово с шипящим на конце.
2. Определи, какой частью речи оно выражено.
3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак.

 
На данном этапе предлагается                
выбор обучающимися
 метода разрешения проблемной
 ситуации, и на основе выбранного
 метода выдвижение и проверка
 ими гипотез.
 
Наблюдение и анализ языкового материала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа у доски и в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в группах.
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вернемся к нашему пейзажу. Что портит  эту картину? (мусор)
- Давайте исправим эту ситуацию, уберём мусор. Ведь так и в жизни никто кроме человека не сможет поддерживать  порядок и чистоту на Земле.
- Правило такое: убираем картинку, изображающую  мусор, читаем слово и объясняем его написание по алгоритму. Записываем слово правильно.
звониш?
несеш?
спряч?
намаж?
пореж?
 поеш?
увидиш?
Звонишь, несешь, спрячь, намажь, порежь, поешь, увидишь.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Задание в игровой ситуации.
Работа у доски по цепочке и в тетрадях.
Физкультминутка-игра с дидактическим заданием.                                                              Задание в игровой ситуации.
-Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.
- Встаньте, пожалуйста.
Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)
- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.
-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам + индивидуальная работа у доски (доп. задание).
                  -Выразительно прочитайте текст.
Богатства у природы собираешь,
В ромашковых полях ты можешь лечь.
Назначь себя хранителем природы.
Природу – матушку мы все должны беречь!
Мы любим лес в любое время года,
И пенье пташек может нас развлечь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Об экологии Земли, страны и края
Без устали ведем мы с вами речь,
Чтоб понимали все, и взрослые, и дети,
Беречь природу - Родину беречь!
1 уровень. Выпиши глаголы с шипящими на конце слова. Не забудь выделить изучаемую орфограмму.
2 уровень. Запиши глаголы с шипящими на конце в три столбика.
2 л.ед.ч.Н.ф.пов.накл.
 
3 уровень. Спиши. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». Найди и подчеркни слово с шипящей и мягким знаком на конце, которое не является глаголом.
 (Слайд № 8, № 9)
 
 
 
 
 
 

 
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее.
 
Самостоятельная работа в тетрадях.
 
Индивидуальная работа у доски.
Этап 7.Включение в систему знаний и повторение.
Экспресс – опрос.
(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 12).
Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.
- Обозначения: нет Ь в слове - ;  есть Ь в слове - +.
- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).
-  Поменяйтесь карточками  в парах. Проверьте по образцу. Оцените работу. 1-2 ошибки «4», 3-5 ошибок «3», 6 и более «2», без ошибок «5».
 
Физминутка –игра с дидактическим заданием.
Давайте поиграем в игру «Будь внимательным».
У.:- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат. Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
У.:-- Сядьте те, кто не ошибся!
(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)
- Над чем нужно поработать?

 
  1. ночь  +
  2. луч  -
  3. беречь  +
  4. кирпич  -
  5. знаешь  +
  6. отрежь  +
  7. хорош  -
  8. зажечь  +
  9. дремлешь  +
  10. могуч  -
  11. чертишь  +
  12. желаю удач  -
  13.  
 На данном этапе выявляются
 границы применимости нового
 знания и выполняются задания,
 в которых новый способ действий
 предусматривается как
 промежуточный шаг.
 
 
 
 
 
Взаимопроверка
 
Задание в игровой ситуации.

 
Этап 8. Подведение итога урока. Рефлексия.
Итог урока. Рефлексия.
- Вернемся к нашему пейзажу и  первому заданию. Теперь наш пейзаж без мусора. Надеюсь, и в жизни вы будете беречь охранять природу.  Ведь беречь природу, значит беречь Родину! Теперь мы можем исправить написание глаголов в тексте? (Исправляем на слайде) (Слайд № 11, №12)
- Моя цель была научить вас писать глаголы с мягким знаком после шипящих.
- А какова была ваша цель ? (научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих.)
-Достигли ли мы цели ?
- Где вы можете применить полученные сегодня знания? (грамотно написать объявление, заметку в газету и т. д.)
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах)
-Знаете ли вы теперь ответ на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
-Какие вы молодцы!
поставьте на полях (!).
Если были затруднения (?).
Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
  На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
 
 
 
 
 
Задание – резерв – для индивидуальной работы
  1. Работа в группах. (дополнительные задания)
На столах: карточки с заданиями.
  1. 1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) .
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
  •  
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
  •  

шум - ………шумишь
                            4-я группа:  -Запиши словосочетания. Раскрой скобки.
                   желаеш(?)    удачи
                   встречаеш(?)  гостя
                    моеш(?)         окно
                    наполниш(?)  чашу
                    готовиш(?)     речь
 
Дидактическая игра
–Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно» (или «Закончи фразу) .  Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы  2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
 
Текст для наблюдения и доп. заданий по теме.
О, светло светлая и красно украшенная земля русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными…  Всего ты исполнена, земля русская!
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»